В Казани мотоцикл впервые посоревнуется в скорости с самолетом

Новые дорожные знаки установят во Владивостоке на улице Давыдова

Два сивуча не поделили территорию не открытого Приморского океанариума

Иногда они размораживаются

Эскалация конфликта вокруг Нагорного Карабаха достигла высшей точки после армяно-азербайджанской войны 1992–1994 гг. (см. статью на стр. 02). Вооруженные силы Азербайджана и непризнанной республики (поддерживаемой Арменией) массированно применили тяжелое вооружение и авиацию. Данные о потерях военнослужащих и жертвах среди мирного населения исчисляются десятками.

Резкое обострение вызвано прежде всего логикой противостояния: если конфликт не разрешается в течение десятилетий, периодические вспышки неизбежны. Азербайджан, который в 1994 г. потерял значительную часть территории и получил около миллиона беженцев, считает себя проигравшим. Баку периодически заявляет о готовности «решить проблему», чтобы поддержать имидж власти, которая заботится о своих гражданах и территориальной целостности страны. Сейчас в Азербайджане из-за падения цен на нефть углубились экономические и социальные проблемы, Карабах – удобное средство отвлечь от них, полагает эксперт по международным отношениям Владимир Фролов.

VAHRAM BAGHDASARYAN / EPA / PHOTOLURE / Vostock photo

Позиции самопровозглашенной Республики Нагорный Карабах

1/4

VAHRAM BAGHDASARYAN / EPA / PHOTOLURE / Vostock photo

Армянские волонтеры на пункте сбора в Ереване

2/4

Hrayr Badalyan / PAN Photo via AP

Армянские волонтеры в Нагорном Карабахе

3/4

Hrayr Badalyan / PAN Photo via AP

Армянские волонтеры в Нагорном Карабахе

4/4

Внутренние стимулы подкрепляются внешними факторами. Противостояние между Москвой и Западом из-за Крыма и Донбасса позволяло предположить, что прежние механизмы поддержания мира и замораживания конфликтов, в том числе Минская группа ОБСЕ по Нагорному Карабаху, ослаблены или не действуют. Противоречия между Москвой и Вашингтоном на международной арене, в том числе на постсоветском пространстве, стали для сторон конфликта сигналом, чтобы прощупать ситуацию и понять, где проходят новые «красные линии», отмечает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Сергей Маркедонов.

Москва оказалась в сложной ситуации. Она заинтересована в дружбе с Ереваном и в лояльности Баку. Россия – ключевой гарант Бишкекских соглашений 1994 г. и одновременно поставщик вооружения для потенциальных противников. В 2010–2013 гг. Азербайджан закупил в нашей стране боевую технику на $4 млрд, Армения получила в феврале 2016 г. на те же цели заем в $200 млн. Ситуация, заметим, не уникальная: США поставляют вооружение одновременно Израилю и арабским странам, Индии и Пакистану. Но Россия – военный союзник Армении, и в случае разрастания конфликта высок риск втягивания российской армии в боевые действия.

Российские официальные лица сразу же заявили о необходимости прекратить боевые действия. Москве невыгоден новый виток противостояния, его затягивание приведет к усилению влияния Турции в Азербайджане, что может негативно сказаться и на ситуации в Дагестане. Москва и Вашингтон не заинтересованы в разрастании карабахского конфликта и готовы повлиять на его участников, отмечает Маркедонов.